| 
 
 ...Здесь несчастье — лживый сон;
  Счастье — пробужденъе. 
  В. Жуковский
  
  Идея человечности, которую Василий Андреевич Жуковский пронес через всю жизнь, одухотворила и его лирику. Помня о неотвратимых утратах и ранах сердца, он поет взволнованно и даже патетически о любви к человеку.
  
  При мысли великой, что я человек. 
  Всегда возвышаюсь душою.
  
  Личность, по мысли Василия Андреевича, должна быть ежеминутно готова к участию и состраданию, потому что— "все в жизни к великому средство..." Гуманность окрыляет человека и поднимает его над низменным и прозаически тусклым существованием, ободряя его и помогая преодолеть жестокие удары судьбы. Многие стихотворения Жуковского увлекают читателя в волнующий мир, прекрасное "далеко":
  
  Иль Предчувствие сходило
  К нам во образе твоем 
  И понятно говорило
  О небесном, о святом? 
  Часто в жизни так бывало: 
  Кто-то светлый к нам летит, 
  Подымает покрывало 
  И в далекое манит.
  
  Рядом с лирическими жанрами — элегией, посланием, песней и романсом — живет в творчестве поэта баллада.
  Баллады Жуковского — это "театр страстей", где до предела напряжены ситуации, где фантастика непосредственно вмешивается в судьбы персонажей, где чувства и настроения героев изменчивы, а поступки непредсказуемы. Людмила, героиня одноименной баллады, решается на бунт и защищает свою любовь, но неумолимый рок карает ослушницу:
  
  Расступись, моя могила; 
  Гроб, откройся, полно жить; 
  Дважды сердцу не любить.
  
  На стороне героини, преданной жениху, сила чувства и жажда счастья, однако судьба уготовила ей гибель:
  
  О Людмила, грех роптанъе; 
  Скорбь — создателя посланъе;
  Зла создатель не творит;
  Мертвых стон не воскресит.
  
  Но эта смерть воспринимается и самой героиней, и читателями как освобождение от земных страданий, воссоединение душ любящих, которых на земле разлучил рок. Воспринимается это все, скорее, как сказка, нежели трагедия.
  
  Тихий, страшный хор завыл:
  "Смертный ропот безрассуден;
  Царь всевышний правосуден; 
  Твой услышал стон творец; 
  Час твой бил, настал конец".
  
  Героиня другой одноименной баллады, Светлана, до смерти напугана страшным сном, но рок ее пощадил. В непонятной и вихревой атмосфере "метели и вьюги" героев охватывает душевное смятение, противоречивые переживания:
  
  "Как могу, подружки, петь? 
  Милый друг далеко; 
  Мне судьбина у мереть 
  В грусти одинокой..."
  
  Герои его произведений стремятся убежать от преследующей их судьбы, противятся карающему их несправедливому року.
  
  Два прибора на столе.
  "Загадай, Светлана;
  В чистом зеркале стекле
  В полночь, без обмана
  Ты узнаешь жребий свой:
  Стукнет в двери милый твой
  Легкою рукою..."
  
  За всем этим Жуковскому видится непримиримое противоречие и противостояние вспыхнувшего чувства — общественным устоям, новой личной морали — омертвевшим этическим догмам. В его балладах осуждается корысть, низменные страсти, индивидуализм и эгоизм и воспевается невинность, чистота и душевная щедрость.
  
  "Я с тобой, моя краса;
  Укротились небеса; 
  Твой услышав ропот!" 
  Оглянулась... милый к ней 
  Простирает руки. 
  "Радость, свет моих очей, 
  Нет для нас разлуки..."
  
  Автор убежден, что всем воздается по заслугам — это общий мудрый закон бытия, управляющий миром. Поэтому верная и любящая Светлана награждается встречей с любимым.
  
  О! не знай сих страшных снов
  Ты, моя Светлана...
  Будь, Создатель, ей покров!
  Ни печали рана,
  Ни минутной грусти тень
  К ней да не коснется... 
  Будь вся жизнь ее светла.
  Будь веселость, как была,
  Дней ее подруга.
  
  Наперекор жестокому веку, Жуковский в балладах строит свою особую Вселенную, где все совершается по справедливости, как в сказке. По желанию автора соединяются и расстаются влюбленные, страшное превращается в смешное, наказываются виновные — во всем царит принцип высокой человечности.
  
  Отворяйся ж,
  Божий храм;
  Вы летите к небесам,
  Верные обеты;
  Соберитесь, стар и млад;
  Сдвинув звонки чаши, в лад
  Пойте: многи леты
  
  Черпая сюжеты баллад в народном эпосе, там же, в народной морали он находит свой гуманизм. Для поэта важна была не столько русская основа его произведений, сколько национальное мировосприятие.
  Яркое начало баллады "Светлана" стало не просто данью "лубочной" России, а опорой на национальные традиции.
  
  Раз в крещенский вечерок
  Девушки гадали: 
  „За ворота башмачок.
  Сняв с ноги, бросали; 
  Снег пололи; под окном 
  Слушали; кормили
  Счетным курицу зерном; 
  Ярый воск топили...
  
  Современные же читательницы воспринимают эти строки почти как "руководство к действию".
  Жуковский работает не только над "русскими", но и над античными и средневековыми сюжетами баллад. При этом он стремится отыскать национальное, характерное в самом складе мышления героев и в общей атмосфере действия, не касаясь внешних примет эпохи, отвлекаясь от экзотики и декоративного фона.
  Баллады Василия Андреевича познакомили Россию с европейскими народными преданиями. Поэт ввел в национальное художественное сознание множество неизвестных русскому читателю произведений. Это была большая работа, которая расширяла идейный и художественный кругозор русского общества, придавая нашей литературе еще не обжитый ею художественный мир.
  
  Пал великий Ахиллес!
  Машут фурии змиями.
  Боги мчатся к небесам... 
  И карающий громами 
  Грозно смотрит на Пергам. 
  
  
   
 
   |